Избранные страницы воспоминаний о Сергее Павловиче Королёве |
Интернет-ресурсы о Космосе:
KOCMOC.info
Портал H-COSMOS.RU
|
|
| ||||||||||||||
При общении с Сергеем Павловичем всегда ощущалась его огромная воля и целеустремленность, он быстро работал сам и того же требовал от других. Казалось, он боялся опоздать что-то сделать. И не терпел бесплодной суеты. У Сергея Павловича всегда были мысли о будущем, не только близкие, но и отдаленные цели. Сейчас, спустя много лет, стали понятны его планы, которые в конце 40-х годов были попросту необъяснимы. Взять хотя бы такой эпизод. Зимой 1948 г. на работу в КБ Сергей Павлович пригласил одного из специалистов по компоновке кабин самолетов из конструкторского бюро А. С. Яковлева и поручил ему разработку кабины пилота на одной из ракет. В то время дальше проекта дело не пошло, но впоследствии этот специалист (инженер А. В. Афанасьев) принял активное участие в разработке космических кораблей "Восток", "Союз" и др. Иными словами, за 13 лет до полета Ю. А. Гагарина Сергей Павлович предвидел полет человека в космос. Это была одна из важнейших целей его жизни. Сергей Павлович хорошо знал очень многих людей в КБ и вышестоящих организациях, на заводе и на смежных предприятиях. Я всегда удивлялся его способности обращаться к собеседнику по имени и отчеству, а в крайнем случае - по фамилии. И, конечно, он прекраспо знал и помнил своих многочисленных коллег - представителей смежных организаций. Сергей Павлович прекрасно представлял характер работы, способности и возможности сотрудников КБ и использовал свою осведомленность самым эффективным образом во имя успеха дела. Коллектив в целом не был каким-то необыкновенным и особенным, но зато можно с уверенностью утверждать, что он чувствовал энтузиазм руководителя, его волю и целеустремленность, был подогрет его идеями и работал с полной отдачей сил и знаний. В этом, на мой взгляд, состоит главная заслуга Сергея Павловича как руководителя, в этом его талант. И еще одна важная черта: уважительное отношение к работе своих сотрудников. Помню, летом 1957 г. завершалась подготовка к вывозу на старт очередной ракеты. В монтажно-испытательном корпусе проводилась заключительная операция - стыковка головной части с ракетой-носителем. На основании опыта предыдущих работ была предложена новая, значительно более простая технология стыковки, без использования специального стыковочного агрегата, смонтированного на железнодорожной платформе. Сергей Павлович одобрил предложение. Предстояло отработать эту технологию в условиях сборки на технической позиции. Во время операции стыковки головной части все другие работы в монтажном зале прекращались, а лица, не занятые в этой операции, по указанию Главного конструктора в зал не допускались. В самый ответственный момент, когда головная часть была поднята, подведена к носителю, производилась уже установка технологических болтов, в зал неожиданно вошел Сергей Павлович в сопровождении большой группы людей. Мгновенно оценив обстановку, он предложил своим спутникам осмотреть изделие позже, чтобы не нарушать установленный порядок. Все ушли, и мы смогли в спокойной обстановке завершить эту очень ответственную работу. Кстати сказать, в ней есть момент, когда необходимо приподнять, всю ракету за пристыкованпую головную часть для подведения транспортировочных опор. Тогда многотонная ракета начинает слегка потрескивать в заклепочных швах и других соединениях. В полной тишине каждое потрескивание звучит, как выстрел, и воспринимается с замиранием сердца... Словом, дело благополучно завершилось, и чувство удовлетворения удвоилось, когда мы получили благодарность Главного конструктора за успешное проведение операции по новой технологии. Сергей Павлович дал указание внедрить ее в качестве штатной. |