Избранные страницы воспоминаний о  Сергее Павловиче Королёве

Интернет-ресурсы о Космосе:  KOCMOC.info  Портал H-COSMOS.RU        

    Страницы книги «С.П. Королёв. Ученый. Инженер. Человек...»


Страница содержит избранные страницы из книги воспоминаний о Главном конструкторе - книги
«С.П. Королёв. Ученый. Инженер. Человек. Творческий портрет по воспоминаниям современников: Сб. статей»
(Москва, изд-во «Наука», 1986 г., 519с.).



    Раздел 3.   Конструктор


В книге собраны воспоминания более ста авторов - людей, встречавшихся с С.П. Королёвым в различные периоды его жизни. Это друзья, родные, сотрудники - видные деятели советского ракетостроения, космонавты, инженеры, рабочие. Расположенные по нескольким основным разделам, воспоминания воссоздают яркий и многогранный образ С.П. Королёва - Главного конструктора, общественного деятеля, доброго и отзывчивого человека.




Виктор Федотович Гладкий.  Воспоминания



Разрабатывая один из вариантов изделия, конструкторы не смогли прийти к единому мнению о способе его транспортирования из монтажно-испытательного корпуса на стартовую позицию. Одни считали, что следует отдать приоритет вопросам производственного характера и осуществлять сборку и транспортировку в вертикальном положении, другие настаивали на сохранении традиционного для КБ способа транспортирования изделия в горизонтальном положении на установщике с подъемом его в вертикальное положение на самой стартовой позиции.

Обратились к Главному конструктору. Он внимательно всех выслушал, но своего мнения не высказал. Считал, что вопрос еще недостаточно проработан, и попросил подключить соответствующие смежные организации, в том числе и строительные. Вертикальная сборка требовала строительства специального высотного здания на Байконуре.

У смежников мнения также разделились. Естественно, что организации, связанные с проектированием установщиков, предпочитали уже проверенный способ транспортирования. Технологи выдвигали убедительные доказательства целесообразности вертикальной сборки изделия, а следовательно, и перевозки в таком положении. Было проведено несколько совещаний с участием руководителей различных организаций, но Королев все еще колебался.

Вопрос вынесли на заседание Совета главных конструкторов - поджимали сроки, установленные планом-графиком проектирования изделия.

Готовясь к Совету, С. П. Королев вызвал меня и руководителя одной из проектных групп. Мы были в курсе событий, хотя в совещаниях участия не принимали. Задание было сформулировано кратко и ясно: "Срочно отправляйтесь в Ленинград. Вот вам адрес института, в котором есть специалисты по перевозке грузов больших габаритов. Директор института обещал мне провести анализ обоих способов транспортирования. Вы дадите им необходимые консультации до прочности изделия и условиям его наземной эксплуатации. Сегодня пятница. Совет главных во вторник. Вернуться нужно в понедельник".

В субботу мы прибыли на место назначения. Институт помещался в старом жилом здании, имел довольно скромный штат сотрудников. Как потом выяснилось, его тематика ограничивалась разработкой технологии изготовления труб небольших размеров. Но у директора было большое желание расширить масштабы деятельности.

Наше появление было как гром среди ясного неба. Вспомнив, что с Королевым действительно был какой-то разговор на интересующую нас тему, он вызвал трех инженеров. Кратко изложил им задачу, попросил, оказать нам возможное содействие в ее выполнении. Мы выразили недоумение подобным оборотом дела. Ведь мы приехали не за консультациями, а консультировать! В конце концов договорились о том, что попытаемся с помощью справочников наметить общие габариты транспортных средств для обоих способов перевозки, грубо оценить их вес и стоимость. Работали в течение субботнего вечера и в воскресенье. На финише к нам присоединился и директор института. В результате такого штурма пришли к соломонову решению: оба способа равноценны. На этом мы распрощались и отправились на ночной московский поезд. В дороге довольно зло шутили. Как смог такой директор завоевать доверие у нашего Главного? Составили даже "сценарий" нашего доклада Сергею Павловичу с красочным описанием наших впечатлений о новом "смежнике".

В понедельник утром, прямо с поезда, пошли докладывать. Неожиданно столкнулись с Сергеем Павловичем в коридоре.

- Приехали? Хорошо. Ждите, я вас вызову.

Вызов поступил лишь после обеда. Вошли в кабинет. Я буквально оторопел: рядом с Королевым сидел директор ленинградского института. А ведь он не собирался в Москву. Подобного положения наш "сценарий" не предусматривал. Но он и не потребовался. Главный сразу приступил к делу:

- Показывайте чертежи.

- Чертить там никто и не собирался,- спокойно ответил начальник проектной группы.

- Как это, никто не собирался? - удивился Королев и посмотрел на директора института.

Тот молчал. Главный быстро понял, в чем дело. Лицо его мгновенно преобразилось. Он встал и сделал несколько шагов. Губы его сжались.

- А зачем вы туда ездили? На экскурсию в Эрмитаж?

- Выполнять Ваше поручение: консультировать.

- Консультировать? Вам дали ответственное задание, связанное с решением принципиального вопроса, который имеет огромное значение для построения всего наземного комплекса обслуживания изделия. А вы Как отнеслись к этому? Ведь завтра Совет главных. Что мы им покажем? На наши попытки дать какие-то объяснения Королев не обращал никакого внимания и продолжал в том же духе, строго поглядывая на нас и на директора. Было очевидно, что Сергей Павлович не столько нас отчитывал, сколько директора. Закончив сеанс воспитания, оп вызвал секретаря.

- Сообщите в бухгалтерию, чтобы им,- указал Королев пальцем на нас,- не оплачивали командировочные.

- Вы идите в отдел и сегодня сделайте необходимые чертежи и расчеты. Вечером я к вам приду.

Времени оставалось маловато. Поскольку мы поддерживали способ транспортирования изделия в горизонтальном положении, решили ограничиться подготовкой чертежей только для этого способа перевозки, использовав документацию по существующей конструкции установщика. Я приступил к составлению справки по сравнительному нагружению конструкции изделия при транспортировании обоими способами.

Королев появился около восьми часов вечера. Сел у кульмана и внимательно изучал сделанный чертеж общего вида установщика с изделием. На все вопросы он получал четкие ответы. Проектанты ведь давно уже занимались этой проблемой. Большинство вопросов касалось возможностей изготовления нашей промышленностью подъемного устройства установщика в требуемые сроки. У смежников не было опасений на этот счет. Назывались и заводы, которые берутся за выполнение соответствующих работ. Настроение у Главного постепенно улучшалось. По всему было видно, что он сторонник горизонтального способа транспортирования изделия. Но чего-то ему не хватало для полной уверенности в правильности такого решения. А решение нужно принимать. В сущности, он все это уже слышал на совещаниях.

- Теперь давайте чертеж для вертикального способа перевозки.

Подобного вопроса мы, конечно, ожидали и поэтому дружно перешли в атаку на указанный способ. Начал я. Показал результаты расчетов внешних нагрузок на корпус изделия и ходовую часть транспортных агрегатов. Обратил его внимание на то, что эти нагрузки намного больше при вертикальном способе транспортирования. Сергей Павлович посмотрел графики нагрузок, полистал подготовленную справку. Сообщили ему известные нам сведения о предполагаемом весе транспортного агрегата и его габаритах.

- Хорошо. Командировки я вам оплачу. Продолжайте работать,- сказал он в заключение.

Для Главного рабочий день еще продолжался, а мы ушли домой отдыхать. На следующий день на Совете главных конструкторов было утверждено предложение С. П. Королева о транспортировании изделия в горизонтальном положении.





 

 
Адрес
http://www.Korolev-S-P.ru
E-mail
info@KOCMOC.info
 
 Портал H-COSMOS.RU -  Экология, Космос, Знание
   
Познавательный сайт KOCMOC.info – история, цели, перспективы космонавтики
   
Rambler's Top100
   
   
Рейтинг@Mail.ru
 

Copyright © 2005-2007 Korolev-S-P.ru. © 2005-2007 Академия исследований пространства.
Сайт некоммерческий. Все права сохранены.