Избранные страницы воспоминаний о  Сергее Павловиче Королёве

Интернет-ресурсы о Космосе:  KOCMOC.info  Портал H-COSMOS.RU        

    Страницы книги «С.П. Королёв. Ученый. Инженер. Человек...»


Страница содержит избранные страницы из книги воспоминаний о Главном конструкторе - книги
«С.П. Королёв. Ученый. Инженер. Человек. Творческий портрет по воспоминаниям современников: Сб. статей»
(Москва, изд-во «Наука», 1986 г., 519с.).



    Раздел 3.   Конструктор


В книге собраны воспоминания более ста авторов - людей, встречавшихся с С.П. Королёвым в различные периоды его жизни. Это друзья, родные, сотрудники - видные деятели советского ракетостроения, космонавты, инженеры, рабочие. Расположенные по нескольким основным разделам, воспоминания воссоздают яркий и многогранный образ С.П. Королёва - Главного конструктора, общественного деятеля, доброго и отзывчивого человека.




Иван Петрович Фирсов.  Воспоминания



В 1953-1954 гг. шла интенсивная проектная и конструкторская разработка ракеты-носителя "Спутник".

Сергей Павлович, кроме совещаний в своем кабинете, часто рассматривал отдельные проработки непосредственно на рабочих местах. Обычно происходило это так: он звонил в отдел и справлялся, как идут дела. Если материалы были еще в работе, он назначал время, когда придет в отдел.

О его появлении в отделе обычно заранее поступала информация: "СП идет!". Заметив по дороге какое-либо отклонение от принятого порядка, он тут же делал замечание,- нередко в довольно-таки резкой форме. Придя к рабочему месту, усаживался перед кульманом с наколотым чертежом. Держался просто, шутил, острил. Остальные участники обсуждения устраивались кто как мог вокруг него.

Выслушав краткое сообщение о сделанном, задавал много вопросов по чертежу, и постепенно разговор переходил к дальнейшим планам. Высказывались практически все присутствующие. Сергей Павлович внимательно выслушивал каждого. Сам он высказывал свои соображения не только о техническом решении данного вопроса, но и о причинах и возможных последствиях тех или иных решений, нередко излагал общую концепцию, знакомил с общей ситуацией.

Обсуждение обычно заканчивалось принятием конкретного решения, включая и сроки исполнения работы.

Из обсуждений, в которых мне довелось участвовать, запомнились высказывания Сергея Павловича по ряду узловых вопросов. К примеру, при выборе основных параметров ракеты-носителя Сергей Павлович считал, что мы должны разрабатывать машину, существенно превосходящую зарубежные образцы.

Что касается "полутораступенчатой" схемы, состоящей из пяти блоков, то он считал одним из основных ее преимуществ одновременный запуск всех двигателей па старте - это давало возможность своевременно вмешиваться и не выпускать в полет машину в случае появления каких-либо ненормальностей при запуске. Он также считал, что идти на "чистую" двухступенчатую схему еще рано, хотя это энергетически и выгоднее. Здесь много проблем, связанных с обеспечением запуска двигателя второй ступени в пустоте. На решение этой дополнительной сложной задачи потребуется много времени, да и уровень техники еще не таков, чтобы обеспечить высокую степень надежности запуска двигателя в полете.

Еще один из принципиальных вопросов при разработке новой ракеты - выбор органов управления. Сергей Павлович уделял ему очень много времени. Прорабатывались в основном два варианта. Все предыдущие ракеты управлялись с помощью газовых рулей, расположенных в истекающей из двигателя газовой струе, так что по ним уже был большой научно-технический задел. Однако установка двадцати газовых рулей приводила к большим габаритам, довольно сложной компоновке и конструкции кормовой части ракеты. На этой ракете рули испытывали большие газодинамические и тепловые нагрузки по сравнению с предыдущими вариантами из-за более высоких скоростей и температур газа на выходе из сопла, что усложняло разработку новых газовых рулей. Ожидались также существенные потери полезного груза из-за сравнительно большого веса и газодинамического сопротивления таких рулей.

Сергея Павловича все это, конечно, очень беспокоило. Он давал поручения прорабатывать то один, то другой вариант размещения рулей, заставлял искать другие решения. Наиболее перспективным был вариант с применением специальных управляющих камер сгорания, питающихся от ТНА (турбонасосный агрегат) основных двигателей. Но и здесь возникали проблемы: надо создавать и ставить на ракету дополнительные камеры сгорания и в большом количестве (12), проложить трубопроводы с компонентами топлива под большим давлением от ТНА к рулевым камерам и решить сложную задачу, разработав надежный герметичный поворотный узел подвески рулевых камер. Любой вопрос был новым, неизученным.

Озадачивало и то обстоятельстве, что разработчики основных двигателей не брались за создание рулевых камер сгорания и системы подвода компонентов топлива к ним...

Сергей Павлович видел перспективность такого варианта и потому принял решение вести разработку в своем КБ. За сравнительно короткий срок были разработаны камеры сгорания и узлы подвода топлива, за-компонованы хвостовые отсеки, проведена отработка на стенде. И только после того, как такие органы управления успешно выполнили свои задачи на первых летных машинах, они были заменены камерами сгорания, разработанными ГДЛ-ОКБ, с более высокими характеристиками.

Особое внимание Сергея Павловича привлекала задача разделения ступеней ракеты. Из большого количества вариантов в конечном итоге была выбрана наиболее выгодная в энергетическом отношении схема. Для отвода отработавших боковых блоков от центрального используется только тяга основных двигателей для разворота вокруг верхней опоры и остаточный газ наддува бака окислителя для отвода верхней части бокового блока от центрального. В результате была создана изящная, уникальная система разделения, не имеющая в своем составе ни одного толкателя, ни одного дополнительного двигателя.

Задача сочленения новой ракеты со стартовым устройством резко усложнялась из-за специфической конструктивной схемы: пакет из пяти блоков на старте "дышал" в связи с изменяющимися при заправке нагрузками.

Анализ показывал, что при силовой схеме пакета, выбранной оптимальной для полетных условий, а именно при передаче усилий от тяги двигателей боковых блоков на центральный в верхней силовой связи пакета, выгодно опираться в этом же месте при установке ракеты на стартовое устройство. При опирании же изделия на стартовое устройство хвостовыми отсеками существенно увеличивался вес конструкции боковых блоков, а также возникали осложнения, связанные с неодинаковыми деформациями блоков.

Поэтому разработчики ракеты были за верхнюю опору на стартовое устройство. Их смежники ратовали за вариант, в котором ракета опирается на стартовое устройство хвостовыми отсеками боковых блоков. С их точки зрения такое стартовое устройство было существенно проще.

Бурные дебаты между "ракетчиками" и "наземщиками" длительное время не давали положительного результата. Каждая сторона стояла на своем. На одном из совещаний Сергей Павлович заявил, что пока мы, "ракетчики", сами не представим схему нужного нам стартового устройства и не покажем возможный путь ее реализации, нам трудно будет добиться принятия наших предложений. Для этой работы Сергей Павлович организовал особую бригаду из специалистов разных отделов.

За сравнительно короткое время бригада разработала соответствующие предложения. Вообще, в таких бригадах хоть и нелегко работать из-за сжатых сроков, но очень интересно и полезно: за короткое время знакомишься с идеями разноплановых специалистов, как правило, наиболее грамотных, опытных и инициативных. В работе этих оперативных бригад всегда царил творческий дух.

Разработанные таким образом предложения были обсуждены со смежными организациями, приняты и реализованы в окончательном варианте стартового устройства. В нем нет ни единого замка, не подается ни единой команды от системы управления и все агрегаты срабатывают автоматически в зависимости только от перемещения ракеты в пределах стартового устройства.

Так создавалось уникальное стартовое устройство, которое органически слилось с машиной.

Будучи чрезвычайно занятым текущими работами, Сергей Павлович все же находил время поработать и на перспективу. Под его руководством создавался собираемый и заправляемый на орбите ИСЗ ракетно-космический комплекс. Сергея Павловича нередко можно было видеть в проектных подразделениях, занятых этой темой, Разрабатывались как собственно космический корабль, так и ракетный разгонный блок, средства сборки и танкер-заправщик. В полном виде проект этот не был реализован при жизни Сергея Павловича, но отдельные его элементы или идеи частично воплощены на кораблях серии "Союз" - это сам корабль и средства его стыковки с другими кораблями, а также системы дозаправки топливом орбитальной станции "Салют".

Из его идей такого плана особо запомнились еще две. Они актуальны в наши дни и, по-видимому, останутся таковыми в будущем. Так, Сергей Павлович не исключал необходимости создания на космических станциях искусственной тяжести. В качестве первого шага предлагался эксперимент в космосе с использованием последней ступени ракеты-носителя и специального корабля, имеющих тросовую связь и закручиваемых специальной системой.

Сергей Павлович считал также целесообразной разработку индивидуальных средств спуска космонавтов с орбиты на Землю. Были начаты поисковые проектные работы по созданию скафандра-капсулы, дающего возможность осуществить спуск и мягкую посадку одного человека.

До самых последних дней своей жизни, как бы ни был Сергей Павлович занят, он находил время для непосредственного, живого контакта с сотрудниками. Его всегда видели там, где проходил основной "вал" работ. При проектных завязках Сергей Павлович "сидит" у проектантов, начался этап конструкторских разработок - он частый гость конструкторов. Завод приступил к изготовлению - его постоянно можно встретить в цехах, нередко даже ночью.

Как у себя в кабинете, так и в гуще событий на местах Сергей Павлович обсуждал, спорил, убеждал, требовал, советовался, сам впитывал все, что высказывалось другими, поддерживал инициативу и при всем этом направлял всех участников на достижение единой цели, концентрировал внимание на главных вопросах, зажигал, вдохновлял на самоотверженную работу, вселял во всех сознание непосредственной причастности ко всем делам и успехам КБ.

В моральном плане трудно переоценить значение непосредственных контактов с Сергеем Павловичем. Инженер, за чьим столом или кульманом происходило обсуждение подготовленного материала, уже никогда в жизни не забудет этого события, воспринимая факт прихода Сергея Павловича как признание важности решаемого им вопроса, а с таким настроением любой инженер все сделает для того, чтобы быстрее и наилучшим образом решить поставленную задачу. Эта сторона деятельности Сергея Павловича Королева в немалой степени способствовала созданию сплоченного творческого коллектива КБ, который под его руководством в кратчайшие сроки создал уникальные ракеты, космические аппараты и пилотируемые корабли.





 

 
Адрес
http://www.Korolev-S-P.ru
E-mail
info@KOCMOC.info
 
 Портал H-COSMOS.RU -  Экология, Космос, Знание
   
Познавательный сайт KOCMOC.info – история, цели, перспективы космонавтики
   
Rambler's Top100
   
   
Рейтинг@Mail.ru
 

Copyright © 2005-2007 Korolev-S-P.ru. © 2005-2007 Академия исследований пространства.
Сайт некоммерческий. Все права сохранены.