Избранные страницы воспоминаний о Сергее Павловиче Королёве |
Интернет-ресурсы о Космосе:
KOCMOC.info
Портал H-COSMOS.RU
|
|
| ||||||||||||||
Вспоминается такой случаи. Производилась сварка емкости для последней ступени ракеты-носителя корабля "Восток". Сварщик начал варить самый ответственный узел неправильно, не по стыку, а по зоне хим-фрезеровки и допустил явный брак. Когда он понял, что делает брак, то просто сбежал из цеха. Буквально через несколько минут пришел Сергей Павлович. Мы все были возмущены поступком сварщика и чувствовали, что сейчас всем нам достанется. Королеву доложили о случившемся. Он был, конечно, очень огорчен. Через некоторое время собрал мастеров и технологов в кабинете начальника цеха (начальником цеха в то время у нас был С. К. Колтунов). Досталось больше всех ему. Ушел Главный конструктор недовольным и дал задание делать узел заново. Конечно, сразу же поставили на ноги весь завод. Через несколько дней Сергей Павлович проверил работу и по-доброму нас обругал: "Вот, мудрецы, сами себе работу придумали". Все, за что он нас разносил, было забыто. Он знал, что в сложном деле всякое бывает, но с помощью коллектива можно справиться с любыми трудностями. От доброго отношения к нам Сергея Павловича настроение сразу повысилось, и работа пошла дальше. ... Или еще такой случай. В цехе готовили макет корабля "Восток" для выставки. Сергей Павлович бывал у нас чуть ли не каждый день. Это был первый макет, который потом экспонировался во многих странах мира. И, конечно, Сергей Павлович им интересовался. Однажды, когда мы работали наверху, Сергей Павлович велел нам спуститься и сам начал взбираться наверх. Мы стали придерживать стремянку, чтобы она не качалась,- стремянка была жидковатая. Он рассердился и приказал нам отойти. Мы поняли: если мы можем работать на такой стремянке, то для него особых условий тоже не надо. Он поднялся, осмотрел, слез, прошелся вокруг. Очевидно, остался доволен, судя по добрым словам, которыми он с нами прощался: "Продолжайте, работа очень нужная".
Встречи были разные. Связанные с удачным решением трудных приоритетных задач, с достижением новых научных результатов. Но были и встречи, связанные с неудачами и отказами материальной части. Неудачи переживались, конечно, тяжело. От нас требовалось докопаться до причин отказа и разработать в предельно короткие сроки технические предложения, как их устранить. Могу сказать, что в ту пору Сергей Павлович показался мне человеком спокойным и всегда доверяющим своим подчиненным. При работе с разгонным блоком на этапе летных испытаний нам в течение долгого времени не удавалось удовлетворительно решить вопрос о надежном закреплении электрического кабеля пиротехнического зажигательного устройства, или, как мы его называем между собой, "зажигалки", используемого для воспламенения топлива в камере сгорания двигателя. Как-то неконструктивно получалось: то мы его прикручивали к самой "зажигалке", то к нему самому и даже чуть ли не к воздуху - все боялись, что "зажигалка" будет сорвана аэродинамическим напором или ее крепление ослабнет от вибраций. Слух о наших мучениях дошел и до Сергея Павловича. Сидим мы с нашим механиком А. Ф. Жуковым внутри фермы между двумя ступенями ракеты и, как всегда, закрепляем этот злополучный кабель. Находясь там, высоко над землей, хорошо ощущаешь, с какой амплитудой и скоростью качается вся машина. И вдруг... Из открытого люка верхней площадки обслуживания показывается голова Сергея Павловича. Он залез к нам внутрь фермы, осмотрел крепление "зажигалки", сам подергал кабель и спросил нас, что мы по этому поводу думаем. Выслушал и сказал: "Все нормально. Лучше один раз самому увидеть, чем сто раз услышать",- и стал спускаться вниз с этой высоты на "площадку нулевой отметки". |