Избранные страницы воспоминаний о  Сергее Павловиче Королёве

Интернет-ресурсы о Космосе:  KOCMOC.info  Портал H-COSMOS.RU        

    Страницы книги «С.П. Королёв. Ученый. Инженер. Человек...»


Страница содержит избранные страницы из книги воспоминаний о Главном конструкторе - книги
«С.П. Королёв. Ученый. Инженер. Человек. Творческий портрет по воспоминаниям современников: Сб. статей»
(Москва, изд-во «Наука», 1986 г., 519с.).



    Раздел 3.   Конструктор


В книге собраны воспоминания более ста авторов - людей, встречавшихся с С.П. Королёвым в различные периоды его жизни. Это друзья, родные, сотрудники - видные деятели советского ракетостроения, космонавты, инженеры, рабочие. Расположенные по нескольким основным разделам, воспоминания воссоздают яркий и многогранный образ С.П. Королёва - Главного конструктора, общественного деятеля, доброго и отзывчивого человека.




Игорь Александрович Эрлих.  Воспоминания



Когда летом 1959 г. я узнал о намерении С. П. Королева использовать несущий винт для посадки космического корабля, меня поразила необычайная смелость, почти дерзость намерения. По вертолетному опыту мне было хорошо известно, что несущий винт - деликатное устройство, требующее очень аккуратного отношения даже на "тихоходных" аппаратах. Создание прочных и надежных винтов для этих аппаратов, в первую очередь их лопастей, давалось конструкторам-вертолетчикам очень нелегко.

Принципиальное решение проблемы заняло более пятнадцати лет, если вести отсчет от начала промышленного вертолетостроения, и только еще подходило к своему завершению. При этом лопасти тщательно оберегались конструкторами от звуковых скоростей, даже местных и кратковременных, поскольку те приводили к резкому росту нагрузок на винт. Поэтому по мере роста максимальных скоростей полета вертолетов окружные скорости концов лопастей их винтов старались уменьшить.

И вот в это самое время Королев собрался приспособить несущий винт к работе в суровых условиях послекосмического полета, на скоростях, превосходящих по меньшей мере в несколько раз скорость звука, в огромном диапазоне изменения скоростного напора, при возможной высоком нагреве сложенных или работающих лопастей, при возникшем вследствие этого нагрева дисбалансе винта... Как говорится, "мороз прошел по коже", когда я попытался представить себе такую работу несущего винта.

Возник неизбежный вопрос: как же объяснить намерение Королева? Является ли оно результатом непонимания всей сложности и многообразия проблемы, идущего от недостаточности знаний далекой от него, "моей" области авиационной техники, или, наоборот - результатом редкого умения интуитивно уловить существо проблемы, принципиально разрешимой на сегодняшнем уровне развития техники, отвлекаясь от всех деталей и подробностей, что не вполне доступно специалистам, и затем показать эту проблему специалистам так, чтобы они не только захотели, но и сумели найти ее решение?

Огромный авторитет Королева, созданный многими успешными решениями сложнейших технических проблем, осуществленными под его руководством, настойчиво склонял ко второму варианту ответа. Известный мне опыт вертолетостроения - к первому...

Королев оказался прав. Его редкая техническая интуиция и знаменитое умение вести за собой людей и на этот раз сработали безошибочно. Поставленная им проблема оказалась разрешимой.

...

По-видимому, Королев вполне отдавал себе отчет в сложности выдвинутой им проблемы. Поэтому к поискам ее решения он привлек, как это стало известно позже, несмотря на всякого рода трудности, большое число специалистов, несколько конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов, учебные институты и академии. И сделал так, что их поиски велись практически независимо друг от друга.

То, что мне первому удалось найти приемлемое решение проблемы, явилось в известной мере случайностью. Может быть, сама проблема оказалась для меня большим раздражителем, чем для других. Может быть, мне повезло больше, чем другим.

То, что решение проблемы вообще было найдено, явилось результатом сознательной ее постановки Королевым и организации им широкого фронта поисков нужного решения, одним из звеньев которого мне случилось быть.

...

Чем же был вызван интерес С. П. Королева к винтовому спуску из космоса? Каким он видел использование этого спуска в будущем ("...роторный спуск - не разовая работа")? Очевидно, его взгляды по этим вопросам менялись и совершенствовались во времени.

Вначале, во второй половине 50-х годов, он рассматривал несущий винт как одно из средств, которые можно использовать для обеспечения посадки космического корабля. Тогда оценка этих средств производилась главным образом по времени, необходимому для надежной их реализации. Минимальным оказалось время, необходимое для создания парашютной системы, что и определило ее применение.

После первых космических полетов появилось естественное желание создать такие космические корабли, которые могли бы выполнять посадки точно в заранее намеченных местах. Для обеспечения посадок "по-самолетному" нужно было использовать крыло, "по-вертолетному" - несущий винт.

При разработках первых конструкций космических кораблей с крылом конструкторы пришли к заключению (как потом выяснилось, поспешному), что эти конструкции нельзя реализовать при существующих (существовавших в то время) ракетных системах с последовательным соединением всех или части ступеней. Так несущий винт оказался единственным известным средством обеспечения точных посадок космических кораблей при существующих ракетах-носителях.

По этой причине С. П. Королев в 1963 г. вновь занялся винтовой посадкой. Тогда-то и состоялись его встречи со мной. В подходе Королева к проблеме обращали на себя внимание два важных отличия от подхода, общепринятого в то время. Во-первых, рассматривая различные конструктивные решения винта в целом и отдельных его элементов, он каждый раз интересовался возможностью их многократного использования, считая это очень важным ("От нас ждут... Мы не можем зря тратить деньги..."). Видно было, что космический корабль с несущим винтом представляется ему как аппарат, который станет, если не сразу, то после некоторого развития аппаратом многократного использования.

Во-вторых, он неоднократно подчеркивал дальнюю перспективу применения винтовой посадки. Что он при этом имел в виду? Сам он это не пояснил, а я, к сожалению, не счел возможным спросить, предполагая, что такой вопрос уместнее будет задать впоследствии. Теперь приходится делать предположения об этом.

Как известно, несущий винт является самым экономичным на сегодняшний день средством обеспечения висения и вертикальной посадки летательных аппаратов. Поэтому в будущем, раньше или позже, если не найдется новое, более экономичное средство, он будет применяться на кораблях разной размерности, беспилотных или пилотируемых, начиная с одноместных, от которых потребуется выполнение висения и вертикальной посадки в конце полета (естественно, что для осуществления висения придется в той или иной форме использовать энергию сжигания топлива или каких-либо аккумуляторов). Запускаться такие корабли будут с Земли, с орбитальных станций или с больших космических кораблей. Садиться - на площади ограниченных размеров: в населенных пунктах, в горах и лесах, на морских судах.

Космические корабли с несущими винтами, пригодными для работы в земной атмосфере, смогут решать задачи - связные, транспортные, навигационные, спасательные и еще многие другие,- которые выявятся после того, как эти корабли будут созданы и начнется их применение. Потом придет черед космических кораблей с несущими винтами, пригодными для снижения и посадки в атмосферах иных планет...

...

Как известно, при жизни Сергея Павловича Королева его имя не публиковалось. Про освоение космоса, космические полеты и космонавтов писалось, однако, много. Обойтись при этом без упоминания личности Королева и его дел было, разумеется, невозможно. И тогда с легкой руки журналистов он появился в печати под обозначением Главный конструктор. Благодаря этому даже далекие от техники люди познакомились, хотя бы по названию, с одной из самых замечательных современных профессий. Именно так. Главный конструктор большой технической системы - не только важная служебная должность, но и профессия, отличающаяся от других своими особенными знаниями, навыками, уменьем. И как всякая профессия, она дается только тому, кто обладает необходимыми для нее качествами и способностями.

...

 

При общении с Сергеем Павловичем Королевым не могли не привлекать внимание его исключительно высоко развитые профессиональные качества главного конструктора.

Из того, что я успел и сумел отметить, мне прежде всего хочется выделить его техническую энциклопсдичность. Он свободно ориентировался в самых разнообразных областях техники, умело использовал накопленные в них знания и делал это с какой-то подкупающей уверенностью.

Он сознательно развивал свою энциклопедичность, что проявлялось в старательном, глубоком изучении им специальных технических вопросов, относящихся к роторному спуску, в умении отличать понятое от непонятого, в стремлении незамедлительно творчески использовать приобретенные знания. Думаю, что это изучение было частным выражением обычных для него стремления и умения творчески овладевать знаниями, относящимися к многочисленным частям и сторонам создававшихся под его руководством больших систем.

Очень высоким было творческое мастерство Сергея Павловича. Его мысли и предложения по совершенствованию винтовых конструкций, которые он изучал, были точными и заслуживающими внимания. Их можно было одобрять не условно, "из уважения к начальству", а действительно.

Сначала это поразило меня: человек, только что, "на моих глазах" уяснивший основы работы шарнирного несущего винта для спускаемого аппарата, тут же находит полезное усовершенствование устройства управления таким винтом. Потом я понял, что это естественно и удивительно.

Естественно потому, что творчество представляет собой процесс взаимодействия человека, овладевшего творческим мастерством, и материала, над которым он работает. И если большой творческий мастер освоил новый материал, его творчество в новой для него области неизбежно оказывается успешным (особенно в том случае, когда материал не требует овладения новыми ремесленными навыками).

Удивительно потому, что очень редко встречаются такие большие творческие мастера, как Королев, да еще обладающие стремлением и умением овладевать новым для них материалом.

Техническая энциклопедичность С. П. Королева и его большое личное творческое мастерство создавали для него возможности глубокого понимания того, что происходило в создаваемой им системе. Они позволяли ему творчески общаться с работавшими с ним специалистами, осуществлять эффективное руководство их творчеством и понимать, ценой какого труда это творчество дается.

Техническая энциклопедичность и большое творческое мастерство были той основой деятельности Сергея Павловича Королева, без которой, на мой взгляд, не смогли бы в достаточной степени успешно проявиться в космических делах его другие, более заметные и внешне эффектные качества - целеустремленность, страстное желание быть первым, неуемная энергия, крепкая воля, самоотверженность, умение ориентироваться в сложной обстановке и умение вести за собой людей.

Одним из важнейших элементов процесса современного коллективного творчества является диалог между его участниками, в частности диалог между руководителем и специалистами. Последний начинается с постановки задачи и затем сопровождает все стадии ее решения и реализации найденного решения, обеспечивая необходимое взаимопонимание и взаимодействие руководителя и специалиста-исполнителя.

...

Необходимость эффективного диалога руководителя и специалиста не кончается на постановке задачи, он не менее важен на всех стадиях ее решений.

Для того чтобы быть эффективным, диалог руководителя и специалиста должен прежде всего вестись на общем языке.

Для нахождения общего языка требуются усилия обоих участников диалога, но существенно большая их часть приходится на долю руководителя, поскольку предмет диалога всегда лежит в области, специально известной его собеседнику.

Для того чтобы быть эффективным, диалог руководителя и специалиста должен быть... диалогом.

По моему впечатлению, Сергей Павлович умел квалифицированно вести диалог со специалистами и стремился к нему. Его умение обеспечивалось технической эпциклопедичностью и личной способностью к творчеству, позволявшими ему говорить со специалистами на общем языке. Его стремление к диалогу проявлялось в умении слушать собеседника, аргументировать свои возражения, менять свои взгляды под влиянием контрдоводов и еще в одном очень важном для диалога качестве, уже отмеченном выше,- умении отличать понятое от непонятого.

Не надо забывать, что мои встречи с С. П. Королевым состоялись после многих его свершений (он не мог не понимать - исторических свершений), когда его авторитет в нашей стране и тем более в конструкторской среде был очень велик. И все же он сохранил и понимание значения своих диалогов со специалистами, и готовность к ним.

При рассмотрении частных конструктивных вопросов Сергей Павлович умел легко и свободно видеть создаваемую систему в целом, понимать, к каким последствиям для нее приведет то или иное принятое решение, и учитывать ее интересы, т. е., говоря по-сегодняшнему, он хорошо владел системным подходом к делу. Это качество с давних пор было традиционно присуще всем хорошим авиационным конструкторам.

Нередко бывает, однако, что системный подход имеет своим следствием недостаточное внимание главного конструктора к мелочам. У Королева же, по моим впечатлениям, наоборот, системный подход был связан с исключительно внимательным и уважительным отношением к деталям конструкции. Он как-то особенно остро понимал и подчеркивал, что каждая мелкая неудача, каждый мелкий отказ могут в конце концов привести к тяжелым последствиям для дела, которое составляло содержание его жизни.

Самые первые деловые слова, которые я услышал от Сергея Павловича Королева, были словами энергичной критики созданного им космического корабля. "Рано или поздно они нас подведут..." Это выглядело необычно - главные конструкторы не склонны к критике своих аппаратов, тем более при чужих людях (Королев встречался со мной впервые).

Но в последующие полчаса мне пришлось услышать еще ряд других критических высказываний, "В этом вопросе мы пронесли". "Этот полет нам не удался, мы к нему плохо подготовились",- про полет, который все считали успешным. "Неважная конструкция",- про конструкцию, несколько раз успешно слетавшую в космос.

Произносилось все это естественно и повседневно. Было видно, что критическое отношение к своей работе и своим конструкциям здесь обычное и привычное дело.

Из такого отношения совсем не следовало, что Сергей Павлович без должных любви и уважения относился к системе, в целом и в элементах созданной огромным трудом его самого и многих тысяч его сотрудников. Скорее, наоборот, оно было творческим выражением действительной любви и искреннего уважения к этой системе. Оно опиралось, по-видимому, на убежденность в достоинствах и основательности системы, на понимание необходимости и полезности критики для ее совершенствования и развития, а также на уверенность в собственном умении защитить ее от всевозможных нападок и попыток злоупотребления критикой.

Так или иначе, но С. П. Королев был очень критичен в своих оценках сделанного, и это обстоятельство, конечно, играло важную роль в его успехах.

...

Критичность и требовательность С. П. Королева в немалой степени определили отсутствие аварий и катастроф на первых шагах освоения космоса. Благодаря этому оно началось как праздник всего человечества - радость, ликование, цветы, улыбки...

...

При обсуждении вопросов и сроков осуществления роторного спуска я с интересом отметил, что Сергей Павлович уделял большое внимание доводке конструкций, начиная с самого их зарождения. Он как бы сразу мысленно охватывал весь процесс их создания, от начала и до конца.

Обычным средством уменьшения вероятности появления новых задач при испытаниях и сокращения объема предстоящих доводочных работ является моделирование. Поэтому мной было заранее намечено, какие модели нужно сделать и какие испытания провести. Королев выслушал мои предложения, согласился с ними, но добавил, что "модели есть модели" (т. е. что, поскольку при моделировании нельзя достичь полного совпадения с натурой, оно не полностью исключает возможность появления неожиданностей при испытаниях)

- Надо как можно скорее сделать натурный макет спускаемого аппарата с винтом, хотя бы упрощенный, и начать его сбросы. Они нас многому научат,- сказал он.

В отношении доводки конструкторы больших ракетных систем находятся в значительно худшем положении, чем другие конструкторы, например конструкторы самолетов и вертолетов. Ведь после того, как некоторое предполагаемое решение найдено, его нужно проверить испытаниями, а число пусков ракет, которые можно осуществить для таких проверок, и, следовательно, число возможных проб очень ограничено. Поэтому всегда, когда возможно, пускам ракет предшествуют какие-либо предварительные натурные испытания. Для устройств, связанных с возвращением на Землю, такими испытаниями обычно являются сбросы возвращающихся частей системы с самолета.

Стремление Королева ускорить начало натурных испытаний тоже было обычным: поскольку неприятные неожиданности не исключены, пусть они встретятся как можно скорее. Больше времени останется на их преодоление.

- Как вы думаете,- спросил дальше Сергей Павлович,- с чем нам придется встретиться при испытаниях?

Я перечислил ряд вероятных проблем.

Должно быть, его не полностью удовлетворил мой ответ. Он помолчал немного и затем рассказал, что (по его опыту) полезно в начале проектирования предположить все недостатки, которые, вообще говоря, могут выявиться при испытаниях разрабатываемой конструкции, наметить мероприятия, нужные для устранения предполагаемых недостатков, и после этого конструкцию разрабатывать так, чтобы намеченные мероприятия были достаточно просто осуществимы в случае необходимости.

С таким подходом к вопросам доводки до С. П. Королева мне встречаться не приходилось. Он свидетельствовал о большой предусмотрительности Королева, стремлении во всеоружии встречать возникающие при испытаниях проблемы и умении делать выводы из собственного опыта. В дальнейшей своей конструкторской работе я неоднократно пользовался этим подходом и каждый раз с благодарностью убеждался в его практической полезности.

Вот какими были, по моим впечатлениям, замечательные профессиональные и человеческие качества Сергея Павловича Королева, которые особенно отличали его как Главного конструктора. Разумеется, эти впечатления не могли быть достаточно полными: как я уже отмечал,- всего несколько встреч и несколько телефонных разговоров...





 

 
Адрес
http://www.Korolev-S-P.ru
E-mail
info@KOCMOC.info
 
 Портал H-COSMOS.RU -  Экология, Космос, Знание
   
Познавательный сайт KOCMOC.info – история, цели, перспективы космонавтики
   
Rambler's Top100
   
   
Рейтинг@Mail.ru
 

Copyright © 2005-2007 Korolev-S-P.ru. © 2005-2007 Академия исследований пространства.
Сайт некоммерческий. Все права сохранены.