Избранные страницы воспоминаний о  Сергее Павловиче Королёве

Интернет-ресурсы о Космосе:  KOCMOC.info  Портал H-COSMOS.RU        

    Страницы книги «С. П. Королёв. Ученый. Инженер. Человек...»


Страница содержит избранные страницы из книги воспоминаний о Главном конструкторе - книги
«С.П. Королёв. Ученый. Инженер. Человек. Творческий портрет по воспоминаниям современников: Сб. статей»
(Москва, изд-во «Наука», 1986 г., 519с.).



    Раздел 4.   С. П. Королёв  -  организатор


В книге собраны воспоминания более ста авторов - людей, встречавшихся с С.П. Королёвым в различные периоды его жизни. Это друзья, родные, сотрудники - видные деятели советского ракетостроения, космонавты, инженеры, рабочие. Расположенные по нескольким основным разделам, воспоминания воссоздают яркий и многогранный образ С.П. Королёва - Главного конструктора, общественного деятеля, доброго и отзывчивого человека.




Борис Васильевич Рублев.  Воспоминания



Летом 1959 г. состоялось решение о передаче нашего предприятия в подчинение С. П. Королеву и об объединении обоих предприятий в одно целое.

Однажды мне позвонил Сергей Павлович, сообщил об этом решении и попросил собрать общее партийное собрание нашего предприятия.

В назначенное время приехали Сергей Павлович, представители различных ведомств, заместитель Сергея Павловича по кадрам и другие руководящие работники. Зал был полон, так как коммунистов волновала судьба предприятия, его подразделений и, конечно, собственная судьба. Все прибывшие руководители вошли в президиум, я открыл партийное собрание и предоставил слово Сергею Павловичу.

Сергей Павлович очень спокойно, деловито сообщил о состоявшемся решении, кратко и доходчиво рассказал о задачах, которые стоят перед объединенными предприятиями. Всем будет много работы, без дела никто не останется, и в зарплате никто не потеряет. Прямо и открыто заявил, что не все руководители останутся на тех же должностях, но ущемлен никто не будет. Он предупредил также, что никого удерживать не будет, если будут желающие уйти. Слушали его внимательно.

На другой день С. П. Королев собрал в кабинете директора руководителей СКВ и НИБ (раньше на нашем предприятии были такие подразделения, объединяющие по нескольку отделов каждое). На это совещание пригласили и меня. На совещании Сергей Павлович уже более подробно рассказал о целях и задачах предприятия, ответил на многочисленные вопросы. Он еще раз подчеркнул, что работы очень много, и было видно, как ему не терпится подключить всех сидящих перед ним людей к работе и посмотреть, каковы они в деле.

Совещание прошло по-деловому. Сразу почувствовали: этот человек умеет ценить время. Никаких лишних дискуссий и вольностей в разговорах он не допускал.

Видимо, по его указанию (а может быть, это был привычный стиль в работе) к нам в партком зачастил его заместитель по кадрам. Кандидатуры каждого руководителя тщательно обсуждались, рассматривались слабые и сильные стороны, и затем материалы представлялись на рассмотрение Королеву.

Коллективы нашего предприятия постепенно вливались в коллективы организации С. П. Королева и с ходу включались в работу. С удивлением я наблюдал, как менялись наши люди, как они перерождались буквально на глазах. Если вчера в конце рабочего дня нетерпеливо поглядывали на часы, чтобы по звонку устремиться к проходной, то теперь они не замечали времени и засиживались допоздна. Откуда что взялось! Всех захлестнул общий настрой, темп, установленный Сергеем Павловичем. Появилось желание сделать как можно больше, быстрее. Появилась ответственность за сделанное. Однако каждый почувствовал не только большую ответственность за результаты своего труда, но большое доверие. Через пару дней после партийного собрания мне позвонил заместитель Главного конструктора и попросил меня зайти к нему за постоянным пропуском на территорию предприятий, который подготовили по разрешению Сергея Павловича. Когда я подошел к проходной, меня встретил дежурный, и через несколько минут я уже держал в руках постоянный пропуск. Проделали это без задержки. Видимо, такой стиль работы проявлялся как в большом, так и в малом. Для меня (да и для всех наших работников) это было ново, необычно, но приятно, так как во многом облегчало выполнение работы и помогало выполнять ее более эффективно. Тут же вступал в действие психологический фактор: если работник чувствует, что начальство бережет его время, он начинает и сам беречь рабочее время и не тратить его зря.

Как-то в помещение бывшего парткома, где я еще сидел, зашел ведущий конструктор по космическим кораблям А. Иванов (он известен как автор воспоминаний о С. П. Королеве), рассказал очень красочно о своей работе и уговорил меня идти к нему заместителем ведущего конструктора. Я согласился, и вскоре Сергей Павлович подписал приказ о моем назначении.

Ведущий конструктор провел меня по основным цехам. Все казалось новым: технология, люди, изделия. Особенно поразил сборочный цех и изделия, собиравшиеся в нем. (Таких масштабов я еще не видел, хотя побывал на ряде заводов в разных городах.) Побывал я и в нескольких отделах КБ. Везде кипела работа, чувствовался деловой ритм. И вот однажды я был впервые приглашен на совещание в кабинет Королева.

Шел я на него, несколько волнуясь: ведь первый раз, да и совещание солидное - с присутствием главных конструкторов смежных организаций, представителей разных организаций и министерств. Я робко зашел в кабинет для заседаний. Посередине зала стоял большой стол, у окон два больших дивана, по стенам стулья. В зале уже было много народа. У стола недалеко от входа на стульях еидели Сергей Павлович и незнакомый мне человек. Я издали поздоровался с Сергеем Павловичем и хотел пройти сбоку и сесть на диван, но он приглашающе кивнул мне. Я подошел, поздоровался с ним за руку, но он, не отпуская моей руки, обратился к своему соседу: "Вот мой ведущий конструктор по кораблю "Восток"". Тот встал, и мы с ним поздоровались за руку, я представился ему, он также назвал свою фамилию. После этого я отошел и сел. Не успел я оглядеться, в зал вошел еще один участник совещания; Сергей Павлович встал, поздоровался с ним и, оглянувшись на меня, подозвал к себе. Повторилось то же самое. Возвратившись на место, я спросил соседа, кто это. Оказалось, что я был представлен заместителю министра авиационной промышленности. Так повторилось несколько раз.

Сергей Павлович представлял меня главным конструкторам, представителям министерств. Я терялся в догадках, чем я заслужил такую честь. После совещания спросил ведущего конструктора, что означает этот ритуал представления. Он рассмеялся и объяснил, что Сергей Павлович преследовал далеко идущую цель: ему нужно, чтобы ведущего конструктора знали люди, от которых зависит успешный ход дела.

- Ну, а должностъ он твою завысил - назвал ведущим вместо заместителя ведущего, чтобы выглядело солиднее. Внутри предприятия это ни на что не влияет, а во внешних организациях к тебе будут относиться с соответствующим уважением,- закончил Иванов.

Ведущему конструктору Сергей Павлович предоставлял много прав, давал большую самостоятельность, более того - требовал самостоятельных действий, своевременного принятия мер к устранению недостатков и помех в работе. Поэтому в дальнейшем, когда я обращался к этим руководителям с какими-либо вопросами, мне не надо было им долго объяснять, кто я такой. Они помнили: меня им представил сам (!) Королев, значит, мне надо помочь. И они делали все, что надо, для успешного хода работ.

Для меня стала постепенно проясняться еще одна сторона успеха Сергея Павловича в вопросах организации работ. Он освобождал себя от решения второстепенных лично для него вопросов и поручал их решение своим подчиненным (ведущие конструктора подчинялись непосредственно ему). А для того чтобы решение вопросов не страдало, он поднимал авторитет ведущих конструкторов, подкрепляя его своим собственным авторитетом. Ведущего конструктора на предприятии называли "глаза и уши Главного конструктора" или "маленький Главный конструктор". И он от всех требовал уважения к ведущему конструктору.





 

 
Адрес
http://www.Korolev-S-P.ru
E-mail
info@KOCMOC.info
 
 Портал H-COSMOS.RU -  Экология, Космос, Знание
   
Познавательный сайт KOCMOC.info – история, цели, перспективы космонавтики
   
Rambler's Top100
   
   
Рейтинг@Mail.ru
 

Copyright © 2005-2007 Korolev-S-P.ru. © 2005-2007 Академия исследований пространства.
Сайт некоммерческий. Все права сохранены.