Избранные страницы воспоминаний о Сергее Павловиче Королёве |
Интернет-ресурсы о Космосе:
KOCMOC.info
Портал H-COSMOS.RU
|
|
| ||||||||||||||
Такие беседы он любил и втягивал в них людей легко и как-то очень просто. Ему, кажется, было интересно все, что касается жизни и труда людей. Буквально светились в этом человеке доброта и сердечность. Когда наши места на заседании парткома оказывались рядом, он мог задать самые неожиданные вопросы, например: "Что нового произошло в классе?" (Моя младшая дочь, придя из школы, с юмором рассказывала некоторые "зарисовки из школьной жизни", и Сергей Павлович смеялся, когда я ему иногда их пересказывала.) Очень внимательно слушал, когда я ему говорила о трудностях воспитания детей в раннем возрасте. Однажды он горько заметил: "Я, к сожалению, был лишен этих трудностей". Я попыталась перевести разговор на другую тему, но он не поддержал меня, а продолжал, но не в личном, а более широком плане. Высказал ряд мыслей о создании в школах и дошкольных учреждениях города условий для всестороннего воспитания детей. Очень уважительно и, я бы сказала, сочувственно, говорил о труде учителя и воспитателя детского сада. О труде женщин были противоречивые высказывания, но о женщине-матери всегда говорил сочувственно и озабоченно. "А женщинам-матерям я бы считал возможным дать хотя бы второй выходной день и на один час короче рабочий день" (тогда не было еще пятидневной рабочей недели). Высказывал свои соображения о шефстве предприятий над школами: не сводить шефство к покраске полов и стен, а помочь учителю глубже познать каждого ребенка, выявить его склонности, таланты и помочь их пробудить и развить. Помочь выбрать профессию и определить свое место в жизни. Высказывался он и о внедрении в школьную работу технических средств, о необходимости увеличить число детских технических станций и привлечь в качестве инструкторов талантливых инженеров и умельцев из рабочих: "Мы должны вместе со школой готовить новое пополнение наших производственных коллективов. Полностью перекладывать эту работу на учителя нельзя. Надо считать школьного учителя почти прямым участником наших производственных дел и соответственно помогать ему и заботиться о нем". Говоря все это, Сергей Павлович упрекал работников подшефных школ, что они мало проявляют инициативы в постановке конкретных вопросов перед предприятиями.
Запомнились мне заседания парткома. Шел уважительный, но очень взыскательный разговор. Тон задавал Сергей Павлович. Мне кажется, у него не было чувства боязни, что кто-то обидится за критику. Говорил негромко, как будто вел доверительный разговор с сидящими в зале, мысли излагал четко, пробуждая в людях искреннее желание лучшим образом выполнить то, что им предлагалось. ... Встретил меня Сергей Павлович радостно, но, едва я начала излагать факты, он стал мрачнеть. Когда же перешла к перечислению нового оборудования, лежащего под открытым небом и неиспользуемого, то он просто взорвался: "Это же не просто бесхозяйственность, это варварство!" Тут же распорядился, чтобы немедленно навели порядок. А меня попросил передать благодарность товарищам, вскрывшим недостатки, и в дальнейшем помочь проконтролировать выполнение его распоряжений. Впоследствии не раз приходилось мне убеждаться в бережном отношении Сергея Павловича к народному добру. Крупные средства, выделяемые правительством на решение научных проблем, он стремился до единой копейки расходовать по назначению и с пользой и поэтому был глубоко признателен народным контролерам за их работу, рассматривал ее как конкретную помощь ему - руководителю предприятия. Такое отношение, естественно, активизировало группу партийно-государственного контроля предприятия. Хочу отметить постоянную заботу Королева о решении социальных вопросов. Он вникал в работу местного Совета депутатов трудящихся по организации обслуживания населения в городе, созданию условий для нормальной жизни людей. Такая позиция руководителя предприятия важна потому, что средства на развитие города выделялись и выделяются сейчас не горисполкому, а промышленным предприятиям, а горисполком обязан объединять и кооперировать работу предприятий в расходовании этих средств. |