Избранные страницы воспоминаний о  Сергее Павловиче Королёве

Интернет-ресурсы о Космосе:  KOCMOC.info  Портал H-COSMOS.RU        

    Страницы книги «С. П. Королёв. Ученый. Инженер. Человек...»


Страница содержит избранные страницы из книги воспоминаний о Главном конструкторе - книги
«С.П. Королёв. Ученый. Инженер. Человек. Творческий портрет по воспоминаниям современников: Сб. статей»
(Москва, изд-во «Наука», 1986 г., 519с.).



    Раздел   -   С. П. Королёв и практическая космонавтика


В книге собраны воспоминания более ста авторов - людей, встречавшихся с С.П. Королёвым в различные периоды его жизни. Это друзья, родные, сотрудники - видные деятели советского ракетостроения, космонавты, инженеры, рабочие. Расположенные по нескольким основным разделам, воспоминания воссоздают яркий и многогранный образ С.П. Королёва - Главного конструктора, общественного деятеля, доброго и отзывчивого человека.




Виктор Ильич Фрумсон.  Воспоминания



Сергей Павлович Королев придавал большое значение пропаганде космической техники и, несмотря на колоссальную занятость, находил время для решения многих ее вопросов. Он искал и находил новые способы пропаганды. Писал газетные статьи на разные темы (под псевдонимом "К. Сергеев"). Делал доклады на юбилейных встречах, читал популярные лекции. Выступил с инициативой реконструкции мемориального Дома-музея Циолковского в г. Калуге. Принял самое активное участие в создании нового Государственного музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского, выставочных павильонов на ВДНХ, передвижных выставок, включая выставки за рубежом (Брюссельская, в Чехословакии, в Париже). Приложил руку к устройству и расширению разделов экспозиций, посвященных космосу, в Московском планетарии, в Политехническом музее, Музее Революции и других местах. Поддержал идею использовать кино, как наиболее действенное средство пропаганды.

17 сентября 1957 г. собравшиеся в Колонном зале Дома Союзов на празднование столетия со дня рождения К. Э. Циолковского с интересом слушали один из докладов "О практическом значении научных и технических предложений К. Э. Циолковского в области развития ракетной техники", с которым выступил член-корреспондент АН СССР С. П. Королев.

Я был свидетелем того, с какой тщательностью готовился С. П. Королев к докладу. Сергей Павлович доверил мне сопровождать его выступление показом на экране через эпидиаскоп, расположенный в середине зала, серии фотографий, сделанных с рисунков из альбома К. Э. Циолковского и из книги Н. А. Рынина. Все это было заранее продумано, несколько раз отрепетировано, вплоть до использования световой стрелки-указки, взятой напрокат в Планетарии.

...

А вообще Королеву хотелось, чтобы имя К. Э. Циолковского звучало не просто как образ или символ. Я помню, когда в 1962 г. в серии "Классики науки" издания АН СССР вышел однотомник избранных трудов К. Э. Циолковского, Королев купил несколько десятков экземпляров этой книги и со своей дарственной надписью преподнес ее каждому своему заместителю. Мне кажется, он делал все, чтобы люди понимали: идеи Циолковского живы и в сегодняшних ракетах, они связаны с реальными практическими делами в космической технике.

Приведу еще и такой факт. Отмечался юбилей одного из ведущих работников коллектива. Много было выступлений, приветственных адресов. Все ждали слова С. П. Королева. А он поднялся, бережно достал из внутреннего кармана пиджака старую книжечку и протянул ее юбиляру:

"Я вам дарю самое дорогое, что у меня есть. Это брошюра Циолковского "Космические ракетные поезда". Издал ее Константин Эдуардович на свой собственный кошт и еще тогда, в двадцать девятом году, наметил пути, как добиться космических скоростей".

Идея создания музея (его светлое здание видят на краю высокого левого берега реки Яченки, притока Оки, все, кто въезжает в Калугу со стороны железнодорожной станции Калуга-Ш) принадлежит Сергею Павловичу. Государственный музей истории космонавтики им. К. Э. Циолковского - так называется этот новый музей сегодня.

Кто бывал в Калужском мемориальном Доме-музее основоположника космонавтики до 1957 г., тот, наверное, помнит, как небогата была его экспозиция, посвященная развитию и претворению в жизнь идей К. Э. Циолковского. Музей преобразился прежде всего заботами Сергея Павловича. Он принимал самое активное участие во всем: оказывал помощь и в ремонте, и в реконструкции, и в создании новой экспозиции.

Немногочисленный в то время штат сотрудников музея: А. В. Костин, В. С. Зотов и А. Н. Иванова - принял в свои руки, по сути дела, новый музей. Сам Сергей Павлович приезжал в Калугу, чтобы посмотреть, как идет монтаж экспозиции. И это в то время, когда шла напряженная подготовка к запуску очередных спутников и первых космических ракет. Маленькая деталь: чтобы успеть к столетию со дня рождения К. Э. Циолковского доставить в музей отдельные экспонаты, их перебрасывали... авиацией.

Места в старом музее для новых экспонатов уже не хватало, и, узнав, что его поручение о доставке третьего спутника и АМС в Калугу выполнено, но что необходимо новое помещение для их размещения, Сергей Павлович написал:

...тов. Малышеву Л. А.
Лучше всего получить от Домостроительного комбината "Дом разборно-щитовой" (ДРЩ).
Прошу Вас навести справки. Эти ДРЩ делаются в большом колич. А в конце
месяца я приеду, и мы тогда попробуем такой дом достать.
Нашему ОКСу - оказать т. Малышеву необходимое содействие.
Привет.
Ваш С. Королев 10.Х.62 г.

И этот щитовой дом скоро стоял рядом со старым музеем. Но и он вскоре стал мал и превратился просто в место хранения экспонатов. Назрела необходимость в строительстве нового здания музея. В связи с этим Госстрой РСФСР, Союз архитекторов СССР и Калужский облисполком объявили конкурс на лучший проект здания Государственного музея К. Э. Циолковского. Самым интересным и содержательным из представленных работ оказался проект под девизом "Калуга" архитекторов Б. Г. Бархина, К. Д. Фомина, В. А. Строгого, Н. Г. Орловой и Е. И. Киреева. Авторами художественного оформления являлись С. А. Семенов и Ю. И. Антонов. О встрече с Сергеем Павловичем накануне защиты проекта нового музея рассказал его директор А. Т. Скрипкин, сменивший В. П. Акимова на этом посту после его смерти. Привожу его рассказ дословно:

"В зале заседания Президиума АН СССР стоял макет нового музея: важно было знать мнение ученых об этом сооружении. Мы не располагали сведениями, кто из академиков будет, но, разумеется, ждали с нетерпением.

Бесшумно раскрылась боковая дверь, и в зал скромно вошел коренастый темноволосый человек в черном костюме. Карие глаза под открытым широким лбом смотрели внимательно, улыбка его дружеская казалась неповторимой. Это был Сергеи Павлович Королев.

Он быстро и глубоко вникал в суть конструктивных особенностей будущего музея, спорил по каждому элементу конструкции, но сам тут же находил мотивы для защиты и оправдывал проект.

- А почему так? - вслух размышлял он, рассматривая какую-либо часть здания, и, поняв замысел, соглашался: Да, так действительно лучше...

Пояснение давал архитектор Б. Г. Бархин. Сергей Павлович спросил у него:

- Из какого же материала будут строить?

Архитектор ответил, что проемы между железобетонными колоннами задумано заполнить пенопластом.

- Нельзя ли какой-нибудь материал попрочнее? - поинтересовался академик.- Хорошо бы известнячок...

И затем, обращаясь преимущественно к калужанам, сказал: "Мы будем помогать, и, думаем, проект утвердят. Постарайтесь, чтобы здание было хорошим, а уж о ,,начинке" мы позаботимся".

Сергей Павлович не забывал интересоваться, как идут дела в мемориальном Доме-музее и на строительстве. Мне пришлось по его поручению ездить в Калугу и докладывать ему, какое место можно рекомендовать для постройки музея. На фотографиях им были сделаны пометки предполагаемого места. Казалось, что существует коллектив авторов проекта, существуют местные архитекторы, которые могли бы и сами решить этот вопрос. Рекомендации Сергея Павловича были приняты, хотя в окончательном виде фасад здания музея был развернут на девяносто градусов.

7 июня 1965 г. в Министерстве культуры РСФСР состоялся просмотр и обсуждение проекта экспозиции Государственного музея и обсужден тематический план.

Заместитель министра культуры и директор музея просили Сергея Павловича ознакомиться с этими материалами и назначить срок для просмотра. В ответ на эту просьбу Королев С. П. пишет резолюцию.

Тов. Малышеву Л. А.
Согласен посмотреть эти материалы здесь в Москве с 15 до 23.VI. с. г. в любой день, но заранее прошу предупредить. - Либо с августа месяца!
тт. Бушуеву К. Д., Тихонравову М. К., Попову В. Н., Совкову Г. В. Прошу посмотреть экспозицию и строительство и помочь чем нужно.
12.VI. С. Королев

Осенью 1965 г., после возвращения Сергея Павловича из отпуска, директор музея А. Т. Скрипкин встретился с ним, чтобы обсудить план экспозиции. Он потом рассказывал:

""Ну как у вас идут дела па стройке?" - спросил Сергей Павлович.

Я доложил, что сметно-финансовьй расчет стоимости экспозиции утвержден Министерством культуры РСФСР.

"Я вас прошу сказать, чтобы все было сделано в музее на высоком уровне,- заметил Королев.- Это делается для народа, на века. Поэтому все нужно предусмотреть. Если не будет чего хватать, обещаем самую широкую помощь"".

И тут же Сергей Павлович направил личное письмо с просьбой оказать помощь в изготовлении алюминиевых конструкций для строительства нового музея, после чего было сделано все, что нужно.

Сергей Павлович не успел увидеть нового музея, но в экспозиции, перед которой с восхищением останавливаются посетители сегодня, заложены его мысли и предложения о широкой пропаганде претворенных в жизнь идей К. Э. Циолковского. А в самих образцах космической техники отражены дела коллективов ученых, инженеров, техников и рабочих, создавших эту технику под непосредственным руководством С. П. Королева и его последователей.

Сразу после запусков первых искусственных спутников Земли павильоны ВДНХ были использованы для пропаганды успехов самой передовой отрасли техники. Сначала экспозиция "Космос" под эмблемой "Академии наук СССР" была размещена в павильоне Карельской АССР, потом в павильоне "Сибирь", а затем в павильоне "Северный Кавказ". Сергей Павлович считал, что космос - это главное направление, которое характеризует уровень и состояние всей нашей промышленности и техники. Он уже в 1957 г. говорил, что под "Космос" должно быть отведено самое лучшее помещение ВДНХ - павильон "Механизации" (это потом, уже после его смерти, и было сделано).

В период подготовки выставки, когда павильоны были еще закрыты, почти каждый вечер, сразу после работы или после небольшого отдыха, а иногда рано утром в выходные дни Сергей Павлович находил время приходить на выставку через южный вход, расположенный неподалеку от его дома. Приходил, задавал вопросы, делал существенные замечания относительно размещения и содержания стендов и плакатов, фотографий и экспонатов.

Сергей Павлович был против приукрашивания любыми художественными средствами уникальных экспонатов. Помню, он "разрушил" сделанный из переплетенных колец, символизирующих орбиты, пьедестал под первый спутник. "Ничто не должно отвлекать внимание от строгих форм образцов техники",- говорил он. Заслугой С. П. Королева было появление в экспозиции выставки имен Ф. А. Цандера, И. Т. Клейменова, Г. А. Лангемака и других замечательных людей, работавших с ним вместе на заре развития ракетной техники в ГИРДе и РНИИ.

Нам, большинству молодежи, эти имена были малоизвестны. Благодаря Сергею Павловичу, у родственников Клейменова и Лангемака были найдены их фотографии, и посетители выставки впервые смогли познакомиться с их портретами и деятельностью.

Памятник на могиле Ф. А. Цандера в Кисловодске был открыт также благодаря вниманию и заботам С. П. Королева. Говорят, что во время одной из своих немногих поездок на отдых в Кисловодск он разыскивал могилу Цандера на окраине городского кладбища. По его просьбе нашли могильщика, который и указал точное место захоронения Ф. А. Цандера. Среди солдатских могил она сохранилась благодаря врытой в землю длинной трубе с табличкой наверху, где едва просматривалась надпись.

Останки Ф. А. Цандера перенесли на новое место, отведенное главным архитектором города под будущий обелиск. А когда памятник был установлен, руководители горисполкома посетовали, что такой памятник сооружен не в центре города, в одном из его парков, но пообещали, что к этому месту специально будут проложены городские экскурсионные маршруты. Необычно выглядит текст к памятнику: это отдельно стоящая мраморная доска, на которой подробно изложено, что такое ГИРД и кто такой Ф. А. Цандер. Текст этой надписи был составлен Л. К. Корнеевым и отредактирован Сергеем Павловичем.

И с идеей обелиска в честь запуска первого спутника тоже выступил С. П. Королев, предварительно попросив художника В. П. Дюмина нарисовать какой-нибудь вариант эскиза. Идею одобрили и объявили всесоюзный конкурс. Из множества проектов, которые были выставлены в Манеже, был выбран нынешний вариант (авторы М. О. Барщ ц А. Н. Колчин, автор барельефа и памятника К. Э. Циолковскому - А. П. Файдыш-Крандиевский) именно благодаря энергии и настойчивости С. П. Королева. Да и место, где он сейчас стоит (на пересечении проспекта Мира и проспекта имени С. П. Королева, а не на Ленинских горах, где огромное здание Университета задавило бы любой вариант обелиска), предложено им - недалеко от дома, где он жил в последние годы. Из окна его спальни открывается замечательный вид на этот памятник. Сергей Павлович поручил рассчитать форму струи взметенной ракеты. Обводы этой струи были определены инженером ОКБ А. Ф. Труняковым. Отдельные секции струи после изготовления на предприятии собрали в единый обелиск. На заводе сделали и саму ракету, венчающую обелиск. Вместе с сотрудниками Сергей Павлович обсуждал идею, содержание и детали барельефа на основании памятника. В качестве исходных данных для деталей барельефа Сергей Павлович поручил сотрудникам предприятия Г. А. Барабановой, В. П. Дюмину и Н. К. Филиппову сделать серию фотографий; рабочий у станка, конструктор у кульмана, лаборант у пульта управления. На памятнике рядом с Ю. А. Гагариным просматривается Сергей Павлович, умышленно измененный, так как барельеф делался еще при его жизни. Скульптор Файдыш-Крандиевский рассказывал, что он попытался тайно, стоя за занавеской, сделать одну из первых лепок с натуры головы Сергея Павловича Королева, когда тот просматривал очередной вариант барельефа. Позже этот эскиз превратился в бюст академика С. П. Королева, установленный на предприятии и на космодроме.

Идея создания демонстрационного зала на предприятии принадлежит также Сергею Павловичу, и можно смело сказать, что только благодаря ему сейчас существует бесценное собрание образцов основных изделий. Приказ о создании демонстрационного зала был подписан 11 марта 1963 г. Сергей Павлович хотел видеть в зале все этапные ракеты, все спутники, все лунники, головные блоки геофизических ракет, укомплектованные полностью всеми приборами и системами. Однако площадь зала оказалась недостаточной, и возник вопрос о пристройке высотной части и создании антресолей. А пока ракеты аккуратно выстроились в сборочном цехе, где они находятся и бережно сохраняются сегодня. Интересна история конструкции лестницы на антресоли, но не той, которая существует сегодня, с пролетами и промежуточной площадкой. Сергей Павлович хотел, чтобы она ему и всем напоминала о лестнице фермы обслуживания ракеты на стартовой площадке - крутой лестнице, по которой поднимаются к лифту космонавты. Такой она существовала все время при жизни Сергея Павловича. Подниматься было трудно, особенно гостям, но все терпели.

Этот зал был не только музеем, где были собраны образцы, ставшие уже историей. Когда здесь появился макет спускаемого аппарата корабля "Союз", Сергей Павлович не раз приходил в зал один, садился в кресло и, видимо, пытался оценить правильность, удобство и целесообразность внутренней компоновки приборов и элементов оборудования. Сидел долго, не один час. В это время он не любил, чтобы кто-нибудь находился рядом. Однако с радостью приводил гостей и вновь переживал еще недавнюю историю, рассказывая с гордостью о каждом экспонате.

Сергей Павлович Королев находил время для участия в просмотре кинофильмов по ракетно-космической тематике, которые делались киностудией "Центрнаучфильм". Он участвовал в многочисленных комиссиях, высказывал мысли о том, как целесообразнее показывать нашу технику, что лучше показать, давал свои соображения по будущим фильмам.

В процессе работы Сергей Павлович живо интересовался технологией и всем процессом производства фильма. Он мог подолгу сидеть в темной комнате и наблюдать за скрупулезной работой на мультипликационном станке, когда оператор, перекладывая целлулоидные листы с рисунками, вел съемку, получая на негативе скрытую картину какого-нибудь сложного динамического процесса.

Даже в самых трудных ситуациях, при подготовке ракеты или корабля на космодроме, Королев шел навстречу просьбам съемочной группы, понимая, что не все хроникальные события можно потом воспроизвести. При этом он часто говорил: "Показывайте технику, показывайте людей. Людей, которые творят все эти космические дела". Ему хотелось, чтобы в фильмах было показано рождение каждого изделия, развитие проектной мысли, показаны люди, которые разрабатывали конструкцию, изготавливали, собирали и испытывали агрегаты, системы и ракету и корабль в целом, чтобы раскрывалась кооперация смежных организаций, координация работ различных министерств и ведомств, позволившая выполнить многое из задуманного С. П. Королевым. Но это не всегда удавалось...





 

 
Адрес
http://www.Korolev-S-P.ru
E-mail
info@KOCMOC.info
 
 Портал H-COSMOS.RU -  Экология, Космос, Знание
   
Познавательный сайт KOCMOC.info – история, цели, перспективы космонавтики
   
Rambler's Top100
   
   
Рейтинг@Mail.ru
 

Copyright © 2005-2007 Korolev-S-P.ru. © 2005-2007 Академия исследований пространства.
Сайт некоммерческий. Все права сохранены.